Эксперты рынка страхования прогнозируют резкое (на 40-50 процентов) повышение стоимости полисов КАСКО, что с одной стороны сократит портфель страховщиков в связи с оттоком части клиентов из-за высокой стоимости полиса, с другой - к запретительным тарифам для владельцев подержанных авто, коэффициент износа в выплатах которых играет заметную роль.
Согласно решению Верховного суда, теперь страховщики должны выдавать компенсацию по риску "Ущерб" вне зависимости от того, находилось ли за рулем вписанное в страховой полис лицо или нет.
Таким образом, существенный рост стоимости КАСКО, с одной стороны, обеспечит защиту прав автомобилистов при возникновении страхового случая, с другой - поставит владельцев подержанных авто перед выбором - дорогое КАСКО или риск ДТП и, соответственно, ремонт повреждений за свой счет.
"Единственным методом оптимизации расходов страховщика и таким образом снижения стоимости полиса КАСКО является внедрение на страховом рынке "умного" страхования с использованием CRM, основанных на автоматизации сбора информации о застрахованном и его авто", - комментирует генеральный директор компании Автолокатор Таймур Двидар.
Предложения страховщиков на рынке становятся все более индивидуальными - существуют полисы КАСКО только для зимних месяцев, для определенных групп водителей, марок авто и т.п. Продуктовая линейка все больше ориентирована сегодня на привлечение клиентов с невысокой платежеспособностью. Однако последнее решение ВАС может перечеркнуть все усилия страховщиков по повышению проникновения автострахования в среду автолюбителей.
Эксперты считают, что в этой связи лишь те компании, кто уже начал внедрять программу управления рисками застрахованных, смогут получить необходимый ценовой маневр, чтобы с одной стороны правильно сформировать предложение для своего клиента, основываясь на его платежеспособности, с другой - не спровоцировать рост убыточности из-за неверной оценки потенциальных рисков застрахованного.
По данным компании "Автолокатор", оптимизация стоимости полиса КАСКО при наличии эффективной CRM работы с потребителем может составлять до 50 процентов. Поэтому страховщики, внедряющие или уже имеющие подобные системы, смогут теоретически оставить цены на КАСКО для некоторых клиентов на сегодняшнем уровне, в то время как конкуренты будут нести потери, связанные с оттоком клиентов из-за высокой стоимости полиса уже в этом году.
"Приведу банальный пример: оснащение авто спутниковой системой, а это для рядового автовладельца аналог внедрения CRM страховой компанией в масштабах отрасли приводит к снижению КАСКО до 30 процентов, - говорит Таймур Двидар. - И это только за счет снижения риска безвозвратного угона авто. А ведь мы можем контролировать и место стоянки машины, передвижения по городу, ее скорость, манеру вождения и много других критериев, дающих информацию о самом владельце, его внимательности за рулем, состоянии авто. И все это влияет на управление рисками, а значит и на стоимость полиса КАСКО для конкретного человека.
- Абонентская плата составляет от 11 тысяч рублей в год, повышение тарифов КАСКО для авто возрастом 3-5 лет составит в среднем 25 тысяч - 35 тысяч рублей (30 - 40 процентов). Выгода для автовладельца и страховщика налицо. Поэтому этот год станет годом активного использования умной телематики, как альтернативы грядущему повышению полисов КАСКО.
Текст: Евгения Мамонова